Бессмысленно и неуместно было бы в комментарии к этой церемонии проводить различие между телами цис-мужиков и цис-женщин. Не вижу никакой разницы в поведении. Известно, что большие премии остаются исключительно мужской сферой, поскольку идея, лежащая в их основе — ничего не должно меняться. Все отлично так, как есть. Когда Флоранс Форести позволяет себе уйти с праздника и заявить, что ей «тошно», она это делает не как женщина, а как человек, берущий на себя риск настроить всю отрасль против себя. Как человек, не полностью порабощенный киноиндустрией, потому что она знает, что даже вам не под силу сделать так, чтобы ее залы опустели. Она единственная, кто осмелилась пошутить про то, о чем все думают, — остальные будут стыдливо обходить тему. Ни слова о Полански, ни слова об Адель Энель. В этой среде все вместе ужинают и все знают девиз: уже который месяц вы беситесь, что часть публики поднимает голос, уже который месяц вы терпите, что Адель Энель взяла слово и рассказала историю своего актерского детства — со своей точки зрения.
И вот все тела, сидящие в этот вечер в зале, созваны с единой целью — подтвердить абсолютную власть сильнейших. А сильнейшие любят насильников. По крайней мере, тех, что похожи на них, что тоже облечены властью. Их любят не вопреки насилию, не за талант. Это талант и стиль в них находят потому, что они насильники. За это их и любят. За смелость, с которой они заявляют свои права на свое ущербное удовольствие, за их тупое систематическое стремление к разрушению другого, к разрушению всего, к чему они прикасаются. Ваше удовольствие в том, чтобы быть хищниками, только так вы и понимаете стиль. Вы отлично знаете, что вы делаете, защищая Полански: вы требуете, чтобы вами восхищались даже за ваши преступления. Именно это требование подчиняет все тела на церемонии закону молчания. Вы вините политкорректность и социальные сети, как будто эта круговая порука возникла вчера, вы все валите на феминисток — но на самом деле все так заведено уже не одно десятилетие: на французских киноцеремониях никто не шутит со слабостями начальства. Все только молчат и улыбаются. Если бы ребенка изнасиловал уборщик, тут, конечно, не было бы никакой пощады: полиция, тюрьма, громогласные заявления, защита жертвы, общее осуждение. Но если насильник облечен властью — только уважение и солидарность. О том, что происходит на кастингах, в киношколах, на съемках, во время рекламных кампаний — публично не говорят. Слухи ходят, всем все известно. Но закон молчания всегда берет верх. Подчинение этому закону — критерий найма на работу.
И хотя мы все это знаем уже много лет, все же бесстыдство власти неизменно нас удивляет. Это и поражает воображение — то, что ваша мерзость вам всегда сходит с рук. Неизменно унизительно видеть, как участники сменяют друг друга на сцене — чтобы объявить награду или получить ее. И невозможно не отождествляться с ними — это делаю не только я, вхожая в этот гадюшник, но и кто угодно, кто смотрит церемонию. Все отождествляются и чувствуют унижение, которое им передается. Столько замалчивания, столько лизоблюдства, такое ревностное пресмыкательство. В этом узнаешь себя. И хочешь сдохнуть. Потому что в конечном счете, все мы знаем, что работаем на эту гигантскую парашу. И нам передается их унижение, когда мы видим, как они молчат, зная, что единственная причина, по которой «Портрет девушки в огне» не получил ни одной из главных наград, в том, что Адель Энель заговорила — и другим жертвам, которые могут захотеть рассказать свои истории, надо ясно дать понять, что лучше задуматься, прежде чем пытаться нарушить закон молчания. Нам передается унижение, когда мы видим, что вы осмелились пригласить двух женщин-режиссерок, которые никогда не получали и, скорее всего, никогда не получат награду за лучшую режиссуру, чтобы они вручили эту награду ебаному Роману Полански. Собственной персоной. Прямо у нас перед носом. Чувство стыда вам решительно незнакомо. Двадцать пять миллионов — это в четырнадцать раз больше, чем бюджет «Отверженных», а это хуйло даже не способно пробиться со своим творением в пятерку самых кассовых фильмов года. И вы его награждаете. И отлично знаете, что это значит: унижение, пережитое целым сегментом публики, который ясно услышал, что вы хотели сказать, распространится и на следующую награду, которую вы вручаете «Отверженным». Вы вызываете на сцену самые уязвимые тела в этом зале, которые, всем известно, рискуют своей жизнью каждый раз, когда их останавливает полиция, и если среди них маловато женщин, то уж ума точно хватает, и они отлично видят прямую связь между безнаказанностью насильника, которого чествуют этим вечером, и бедственным положением их родных районов. Режиссерки, вручающие награду вашей безнаказанности, и режиссеры, чья награда замарана вашей подлостью, в равном положении. И те, и другие знают: хочешь сохранить работу в киноиндустрии — молчи. Ни шутки, ни полслова. Вот что это за спектакль — вручение «сезаров». И по иронии календаря, это послание несется со всех экранов: три месяца забастовок против пенсионной реформы, которой мы не хотим и которую вы нам все равно навяжете силой. То же послание, от тех же кругов, тому же народу: «Завали ебало, согласие свое засунь себе в жопу, а попадешься мне на дороге — улыбайся, потому что у меня власть, у меня бабло, и я тут главный.»