Маша: Мир Акерман устроен достаточно герметично, темы и сюжеты кочуют из фильма в фильм. Какие это темы?
Инна: Это тема тюрьмы, пространства, в котором человек заключен, что-то, от чего он пытается освободиться. Ему это удается или не удается, или он выбирается, а потом возвращается в эту тюрьму. Можно сразу вспомнить главный и самый известный фильм Акерман «Жанна Дильман, набережная Коммерции 23, Брюссель 1080», который вполне относится к структурномy кино, авангардному течению в кинематографе второй половины XX века. Он о структуре жизни, в плену которой находится человек, структуре быта, в плену которого заключена женщина. Все эти повседневные и бесконечные ритуалы, одни и те же повторяющиеся рутинные действия, от которых невозможно избавиться, которые этим повторением, с одной стороны, успокаивают, а с другой стороны — создают ту экзистенциальную структуру, в которой движение затруднено. Как только что-то в ней меняется, все ломается, как в случае с Дильман: когда героиня получает оргазм (а мы знаем, что она домохозяйка, воспитывающая сына одна и подрабатывающая проституцией), она убивает своего клиента.
Мне кажется, одна из главных тем Акерман — это бытовые ритуалы. Она режиссер достаточно невротический, а такой человек всегда слышит, если дверь хлопает громче обычного, например. Когда мы смотрим фильмы Акерман, мы замечаем все эти мелкие повторяющиеся события.
Валерия: Ещё хочется обратить внимание на то, что она исследует предметность, повседневность, вещность мира, и этот вещный мир связан с социальностью и домом. В ее фильмах они детерминированы присутствием некоторой мужской или другой, инаковой иерархической системы. Вроде бы эта система пытается создать какую-то домашность и замкнутую ситуацию, но именно в фильме «Жанна Дильман» в тот момент, когда женская героиня дает возможность случиться своему бессознательному или реальному опыту, пользуясь терминологией Лакана, женское желание совершенно разрушает тот иерархический социальный мир, созданный средой, в которой она живет. Дом и бездомность, иерархия и разрушение иерархии.
Можно выделить у Акерман некоторые мотивы, я бы даже сказала, навязчивые идеи, которые появляются в ее самой первой короткометражке и проходят до последнего фильма. Они похожи на бинарные оппозиции — статика и действие, молчание и речь, закрытость и открытость. Эти бинарные оппозиции так или иначе все время подводят нас к ощущению дома, матери и некоторой решетки, в которой оказывается и режиссерка, и мы, как зрители. Эта решетка выстраивается кадром, который вас помещает в состояние закрытости, замкнутости. Тем не менее, ее решетка не предполагает глубины, что очень важно для понимания ее постструктуралистского высказывания. Здесь можно вспомнить работу Мишеля Фуко, где он анализирует живопись Мане и говорит, что в ней мы видим, как обретается сама материальность живописи в тот момент. Чуть позже Розалинда Краусс напишет о модернистских решетках и о том, что в живописи вроде Мондриана на поверхность картины выходит решетка, она центробежна и центростремительна, эти два ее качества отменяют глубину.
Например, если говорить про глубину в кинематографе, здесь сразу вспоминается Тарковский и его кадр, как окно в трансцендентный мир. Здесь абсолютно другая ситуация — не окно в глубокий мир, а некоторый быт, имманентный кадру. Для меня Акерман — режиссерка, которая пытается своим автобиографическим, где-то антропологическим подходом попробовать выстроить неотчужденный кинематограф от того, что она снимает. Поэтому он, даже присутствyя в других фильмах фикционально, все время пытается поймать тот опыт и то время, которое случается здесь и сейчас перед кинокамерой.
Ее фильмы напоминают чем-то идеи Ролана Барта из «Камере Люцида», что референт фотографии — это тот объект, который сфотографирован. Попытка фотографа заключается в том, чтобы уловить то время и вернуть его в фотографическом опыте. Мне кажется, что фильмы Акерман — это такая же попытка говорить о неотчужденном проживании своего опыта, и этот опыт детерминирован внутренней интроспекцией, и триггером для него становится травма. Травматический опыт, для которого никогда невозможно найти ни визуальный язык, ни письменный, то есть тот опыт, который не артикулируется.
Поэтому долгие кадры, статика, эти ракурсы пытаются поймать работу травматического, как и текст, который у нее часто фигурирует, письмо, речь. Поскольку у травматического нет прямой репрезентации, сама ткань этих долгих и медленных фильмов и становится этим опытом ее травматического.