«Детская голова в белом платке» — очень самоуглубленный, сложный портрет. Казалось бы, перед нами изображение ребенка. Если мы вспомним работы импрессионистов, которых, кстати, Паула очень любила и много смотрела в Париже, то там обычно дети выглядят достаточно сентиментально. Это румяные пупсы. Вспомните картину Ренуара «Ребенок с кнутиком», которую часто раньше называли «Девочка с кнутиком», потом сказали, что это все-таки «Мальчик с кнутиком», потому что во Франции до определенного возраста детей наряжали в одинаковые платьица. Там гораздо больше света — а здесь мы видим черный фон, свою тайну. А «Голова маленькой девочки» — не какой-то симпатичный ребенок с портретов Моне или Мане. Это совсем другая, более реалистичная работа, одновременно пропущенная через экспрессионистский фильтр нездешнего.
«Девочка в саду со стеклянным шаром» — загадочная работа. Мне кажется, этот стеклянный шар, искажающий пространство, в котором мы видим трансформированный мир, воспринимается как магический, загадочный объект. Идентичность девочки тоже размыта — это полупризрак. Но при этом ее характер очень хорошо передан и в ее позе, и в совсем слегка намеченных чертах лица.
«Ребенок на подушке в красную клетку» — очень декоративная, очень стилизованная картина, при этом здесь достаточно хорошо, реалистично передана форма и черты. Паула Модерзон-Беккер штудировала натуру, в том числе ходила на курсы по анатомии в Парижскую школу изящных искусств (Эколь де Боз-Ар), но это совершенно для нее не главное. Она, в общем-то, все изображает безошибочно, но у нее совсем другие художественные, стилистические задачи.