«Облегчения не будет». Оксана Васякина
о «Красных частях»
Мэгги Нельсон


27 августа 2022 года в шоуруме издательства в Москве прошла первая встреча Книжного клуба No Kidding Press: обсуждали «Красные части» Мэгги Нельсон. В качестве приглашенной спикерки к нам приходила писательница и поэтесса Оксана Васякина.
С разрешения Оксаны выкладываем некоторые из ее наблюдений:
об эмоциональном наследии,
тру-крайме и писательской оптике.
О жанре
То, что делает Мэгги Нельсон как писательница — она берет жанр
и выворачивает его наизнанку. Те, кто читали «Синеты», знают, что она пишет философский трактат — но вместо того, чтобы писать об экзистенции или еще о чем-то таком, она использует философский аппарат, чтобы работать не с отстраненными вещами, а с личным аффектом.

Помните, как сама Нельсон определяет жанр этой книги? «Автобиография одного суда» — не я пишу, а суд сам себя пишет; жизнь сама пишет эту автобиографию, а она просто записывает.

Нельсон рассказывает изнутри тру-крайма и обогащает жанр.


Об устройстве текста
Все события, которые описывает Нельсон, как бусинки собираются на одну нитку убийства Джейн.

Там был момент, когда мать и дочь курят на террасе: у мамы слишком слабые сигареты, и героиня отламывает фильтр, чтобы курить крепкую. И это такой образ отношения героини Мэгги к реальности: она готова с ней встретиться, а мать всё время прокладывает какие-то слои, живет в отрицании. И они воплощают две крайности. Курение сигареты без фильтра и есть эта непозволительная открытость Нельсон в письме.

У героини — очень открытый взгляд на всё. Что помогает ей быть той, кто она есть? Почему она позволяет себе прикоснуться к этой реальности?

Мне кажется, силы продолжать героине дает в первую очередь ее писательская идентичность. И язык: она же конструирует его, и из этого языка вырастает история. Она берет язык тру-крайма, но преображает его за счет своего эмоционального проживания. И еще, конечно, это мастерство остранения, потому что мы никогда не узнаем, что настоящая Нельсон чувствовала. Может быть, она каждый день думала вскрываться на этом суде, но мы ничего не узнаем об этом — она предлагает нам историю, и у нас, как у читательниц, есть только текст, а не жизнь автора.

Работа автора — создавать текст, а не рассказывать, что он или она переживает. Нельсон погружает историю в систему, и это не точечная история, а история феминистская, потому что она делает определенные акценты: обращает наше внимание на то, что только женщине в суде стало стыдно, или что


женщины не могут ночью лежать на рельсах.
А с другой стороны, она постоянно читает другие тексты, написанные про убийство и комментирует их. Она берет культурный феномен и раскрывает его через свою историю, дает понять, что это не история в вакууме, и из-за этого нет ощущения, что ты подсмотрела за кем-то. Некоторые люди читают автофикшн с чувством, что они залезают в грязное белье, но ведь писатели стараются, чтобы мы прочитали текст определенным образом. Я это всегда сравниваю со слепком: у нас есть кленовый листочек, мы пришли, сделали кто-какую смесь и сделали слепок из материала, цвета и фактуры. Листочек — это наша жизнь, а слепок — это книга. И то, как мы делаем слепок, выбираем мы. Можем задержаться на подольше, сломать, покрасить, но слепок остается слепком, а листочек — листочком.

Слоев в этой книге больше, чем кажется. Это письмо о письме, письмо о суде, письмо о прощении, письмо об убийстве, письмо о травме, письмо о семье. Это сложная конфигурация.

Нельсон имеет право писать об этом, так как это повлияло на ее семью, и она тоже участница этого события. Я сейчас дочитала книгу «Достаточно хорошая», там авторка использует понятие «эмоциональное наследие» — то, с чем мы живем и что приходится разруливать.

Это всё – вопрос работы с материалом того, как мы живем свою жизнь. Когда я пишу книгу о камешках, то я просыпаюсь, смотрю на обои и вижу, что они имитируют камень. Я иду по асфальту и нечаянно пинаю камень. Я захожу сюда и вижу каменную лестницу. Получается, что жизнь как поток, и вещи в ней равнозначны, но оптика, настроенная, например, на травматическое событие, выхватывает то, что хочет. И так создается книга: главное событие книги — событие и разрыв, а Нельсон рассказывает нам истории, которые перекликаются и отдаются в друг друге. Если бы я писала книгу про камень, я бы везде видела камень в разных его проявлениях. Прожитый опыт всегда влияет на нас.


О судебном процессе по делу
об убийстве Джейн Миксер
Те, кто читали «Аргонавтов», помнят, что там есть эпизод, в котором героиню преследует человек, который читал ее поэтическую книгу «Джейн», и в кампусе к ней даже приставляют охрану. Таким образом, убийство ее тети составляет центр не только этой книги –– этот мотив прошивает всю ее писательскую историю. И здесь возникает вопрос: это убийство является состоявшимся событием, и мы знаем, что Джейн действительно убита, ее нашла домохозяйка на кладбище, — но совершилось ли оно действительно для семьи?

Семья живет в тени этих убийств: сестра Джейн, мать героини, и Нельсон постоянно проверяют, всё ли в порядке в квартире, закрыты ли замки; героиня Нельсон во время секса практикует удушение и говорит о Джейн. Получается, что они все живут в тени этого убийства, и никак оно не искупается. И тут вопрос: возможно ли вообще его искупить? возможно ли правосудие?

После завершения суда отец плакал и сказал, что лучше бы Лейтерман просто посмотрел ему в глаза, а Лейтерману дали пожизненное без права на УДО. Естественное правосудие невозможно в этой ситуации, если вспоминать слова адвоката Лейтермана: он говорит, что пострадало две семьи, и несколько раз повторяет, что всё было бессмысленно. Потому что невозможно вернуть Джейн, невозможно это насилие отменить и сделать так, чтобы не было его следа на жизнях людей.

Вечный вопрос: почему женщины и дети — жертвы всего чудовищного? В случае Нельсон это еще и феминистское осмысление этого насилия. Помните эпизод, в котором героиня Нельсон лежит на путях и курит? Что за мир, в котором женщина не может полежать на путях ночью и покурить?

Я недавно смотрела фильм про серийного убийцу, который имитировал других серийных убийц. Это фильм 1995 года, и я обратила внимание на то, что фотографии, которые нам показывают со сцен убийств, предельно сексуализированы. То есть, женское тело обнажено, и если даже оно изначально не выглядит намеренно сексуально, то за счет этой смерти, этой власти человека, который убивал, накладывается такое ощущение. Я вчера рассматривала эти фотографии в кино и думала: «Какой кошмар». Естественно, все женщины из этого фильма были белыми, со светлыми волосами и голубыми глазами, красавицы. И Нельсон — ее семья — это средний американский класс, они тоже попадают в эту мясорубку.


О взаимодействии
с травматическим материалом
Она не описывает эмоции, не произносит их. Она не рассказывает, но показывает, как в кино. Она не говорит, что почувствовала грусть, она описывает атмосферу.

Нельсон не пишет аффект. Совсем чуть-чуть пишет о том, что она чувствует. Например, как она описывает вход в морг: героиня вошла как медвежонок, который отбился от стаи медведей, — и таким образом передает свои чувства. Нельсон рассказывает ужасные истории, но это выходит не на разрыв аорты. Эти книги нас не опустошают, они наоборот нас наполняют.


Нельсон не выскабливает, а преображает человека, который читает.
Мы читаем этот текст не как новостную сводку. Нельсон выдерживает баланс между частной и общей историей. Текст — это система; мир, который она составляет, чтобы читатели по нему шли. Как бы убийство Джейн ни влияло на ее семью и на других, всё равно у текста есть начало, середина и конец: мы погружаемся туда и выходим, и что-то с нами там происходит.

На самом деле, это очень тяжелое чтение. Но за счет формы и мастерства, хотя и происходит накладывание своей боли на чужую боль, происходит резонанс. Если бы это был не литературный текст, а дневник, это бы откликалось по-другому. Возможно, через такие дебри и можно выйти на более свободный полет.

Мать дарит героине открытку с цитатой Джоан Дидион («Мы рассказываем себе истории, чтобы жить»), но не дописывает до конца эту фразу («... по крайней мере какое-то время»), давая понять, что на самом деле невозможно рассказать историю целиком. Облегчения не будет.


О названии книги
Есть просто жизнь и ее красные части.


«Красные части» — все понимают, но не могут объяснить. Это что-то неуловимое. То, что исчезает и что невозможно описать; то, что является свидетельством и уликой. Фрагменты, которые невозможно понять, идентифицировать. Суд, который ворвался в их жизнь, жесткая ретравматизация, невозможность его понять и описать, нет справедливости и нет смысла — и вот они, красные части. Мы читаем каждую главу как часть, в каждой есть травмирующее событие, и как в теории травмы — мы всматриваемся в него, но не можем разглядеть, и есть некий лимб, где травмирующее событие блуждает. Оно есть и его как бы нет. В этом травматическом блуждании и есть, видимо, красные части. Если я порву эту книгу, это будут части, но если я их сложу — это уже не будет книга, это будет что-то третье. Нельсон собирает части, но у нее получается монстр Франкенштейна, что-то третье. Есть такое понятие в физике, где части общего являют собой новую конфигурацию. Невозможно восстановить все детали убийства и собрать событие заново, а теперь по красным частям его собирают заново в суде, но оно становится другим, потому что появляются новые персонажи: детектив, Лейтерман и Джон Руэлас, кровь которого оказалась на тыльной стороне ладони Джейн. Фил уже другой, якобы излечившийся; дед уже не такой антисемит. Все другие, а собрать всё никогда невозможно.

Меня очень привлекает религиозная тема в этой книге. Помимо названия, отсылающего к евангельским красным частям, там появляется глубокая тема возможности самого прощения, тема искупления. Мы находимся на суде: сам суд выступает как такая цитата из писания. Это процесс, где надо найти основания зла в этом мире, но его невозможно найти. Как по мне — это патриархат.



Мэгги Нельсон (род. 1973) ― американская писательница и исследовательница, лауреатка стипендии Гуггенхайма (2010) и «гранта гениев» Фонда Макартуров (2016). Закончила аспирантуру Городского университета Нью-Йорка и в 2004 году получила степень доктора философии по английской литературе. Уехала из Нью-Йорка в 2005 году, чтобы преподавать в Калифорнийском институте искусств. Нельсон опубликовала четыре поэтических сборника и пять прозаических книг. В прозе Мэгги Нельсон работает в жанре «автотеории», сочетая академическое
и автофикциональное письмо. Преподает творческое письмо, литературу, гендерную и квир-теорию и искусство.

Красные части
Мэгги Нельсон


В 1969 году Джейн Миксер, студентка школы права Мичиганского университета, собиралась в родной город на весенние каникулы и разместила объявление о поиске попутчиков. До дома она так и не добралась: на следующий день ее тело нашли в нескольких милях от кампуса.

«Красные части: автобиография одного суда» — книга Мэгги Нельсон об убийстве ее тети Джейн и о состоявшемся спустя тридцать пять лет судебном процессе. После того, как совпадение ДНК указало на нового подозреваемого, дело, в течение десятилетий остававшееся нераскрытым, было возобновлено. Нельсон, принявшая участие в судебном процессе, обращается к теме человеческой одержимости насилием. Фиксируя не только хронику суда, но и происходящее внутри нее — ужас, горе, одержимость, скептицизм, растерянность, — с репортерской тщательностью, она создает самобытный литературный текст беспощадной нравственной точности.