А с другой стороны, она постоянно читает другие тексты, написанные про убийство и комментирует их. Она берет культурный феномен и раскрывает его через свою историю, дает понять, что это не история в вакууме, и из-за этого нет ощущения, что ты подсмотрела за кем-то. Некоторые люди читают автофикшн с чувством, что они залезают в грязное белье, но ведь писатели стараются, чтобы мы прочитали текст определенным образом. Я это всегда сравниваю со слепком: у нас есть кленовый листочек, мы пришли, сделали кто-какую смесь и сделали слепок из материала, цвета и фактуры. Листочек — это наша жизнь, а слепок — это книга. И то, как мы делаем слепок, выбираем мы. Можем задержаться на подольше, сломать, покрасить, но слепок остается слепком, а листочек — листочком.
Слоев в этой книге больше, чем кажется. Это письмо о письме, письмо о суде, письмо о прощении, письмо об убийстве, письмо о травме, письмо о семье. Это сложная конфигурация.
Нельсон имеет право писать об этом, так как это повлияло на ее семью, и она тоже участница этого события. Я сейчас дочитала книгу «Достаточно хорошая», там авторка использует понятие «эмоциональное наследие» — то, с чем мы живем и что приходится разруливать.
Это всё – вопрос работы с материалом того, как мы живем свою жизнь. Когда я пишу книгу о камешках, то я просыпаюсь, смотрю на обои и вижу, что они имитируют камень. Я иду по асфальту и нечаянно пинаю камень. Я захожу сюда и вижу каменную лестницу. Получается, что жизнь как поток, и вещи в ней равнозначны, но оптика, настроенная, например, на травматическое событие, выхватывает то, что хочет. И так создается книга: главное событие книги — событие и разрыв, а Нельсон рассказывает нам истории, которые перекликаются и отдаются в друг друге. Если бы я писала книгу про камень, я бы везде видела камень в разных его проявлениях. Прожитый опыт всегда влияет на нас.