Но то, что все эти вещи важны для одного и того же ума, заставляет пустяковости казаться проникновенными или, по крайней мере, неотделимыми от нашей жизни здесь, на земле.
О том, что настоящая любовь предполагает ожидание любви, можно догадаться из всех любовных историй мира, но я никогда прежде не видела, чтобы испытание этим ожиданием было так прозрачно сформулировано как духовная дисциплина, с помощью которой человек приходит к завоеванию этой любви и заслуживает ее.
Каждый из двух влюбленных в «Ученичестве» обладает всей полнотой власти, и в то же время ее нет ни у кого из них. Каждый имеет полное господство над другим, и каждый полностью расплющен под каблуком другого. Хотя мы видим эту любовную связь только с точки зрения Лори, нам нетрудно разделить страдание Улисса, когда Лори не приходит на их встречи или даже не касается его руки.
Читая книги Лиспектор, я изучаю структуру отношений между человеком и Богом, между человеком и самим собой и между человеком и другим; в данном случае это и другой, с которым человек переспал и к которому потерял желание, и Другой, который держит в своих руках счастье всей твоей жизни. Этот второй Другой — стихийная сила, которая движет жизнью любящего, в то время как другой другой не имеет совсем никакой власти и может даже не существовать. Почему жизнь так устроена? Как может так много важного (для того, кто любит) быть сосредоточено в случайном, другом, единственном человеке, в то время как среди остальных нет ничего и мы можем шагать мимо них с полным безразличием?
На что способен этот Другой, чего другой другой никогда не сможет достичь? В каком-то смысле (как бы ни было неприятно это писать) Другой — это тот, кто ограничивает наши возможности. Выбирая, кого любить, мы оказываемся в том или ином городе, спим на определенной половине кровати, общаемся с определенным кругом друзей (все больше отдаляясь от тех, кого не приглашаем в гости, потому что они не нравятся партнеру). Мы смотрим одни сериалы, а не другие. Кроме того, Другой ограничивает наши возможности также и метафизически. Возможно, эта процедура необходима, чтобы наша жизнь имела форму. Как художественный импульс должен принять определенную форму — скульптуры, пьесы, романа, танца, — так и избрание конкретного Другого придает нашему размытому жизненному импульсу конкретную форму. Сейчас я думаю о той части романа, где Клариси пишет: «Самой Лори как будто страшновато было идти вперед, она, похоже, опасалась зайти слишком далеко — но куда? И это затрудняло движение.... Это был страх перед собственными способностями, большими или малыми — неизвестно. Она не представляла себе их пределов. Пределы человека — Божьи? Да». И вот мы выбираем мужчину или женщину, чтобы наделить их необходимыми ограничениями.
В «Ученичестве» Лори и Улисс «привлекательны как мужчина и женщина». Он — мужчина, в которого легко влюбляются женщины, а она — женщина, которой никто в подметки не годится «ни по части преподавательского таланта, ни по части проницательности, ни, наконец, по части женской прелести». Их магнетизм — это божественный дар: она — та редкая женщина, «сохранившая женский язык, прошедший сквозь века», а он, «с точки зрения чисто мужской красоты... в нем есть спокойная мужественность». Она знает, что делает в постели, — достаточно лишь взглянуть на нее, чтобы понять это. А он обладает способностью соблазнять. Это как в любом голливудском фильме: главный герой должен быть привлекательным, как и главная героиня, чтобы мы понимали, почему она желает его (ведь мы тоже его желаем), и почему он желает ее (ведь мы тоже ее желаем). И вот Лиспектор делает их обоих желанными — или говорит нам, что они таковы. (Потому что Улисс, конечно, не такой! То есть у него есть мужская добродетель самоограничения, но что кроме нее? Разве я не бросила бы с отвращением салфетку на элегантную скатерть комнаты, в которой мы сидели, если бы он говорил со мной так же, как с ней? — но он бы меня не захотел.)
Так что же держит ее?
Лори обладает женской добродетелью, являющейся одновременно и пороком, — радикальной неуверенностью в себе, которая делает ее чувствительной к другим людям, иногда до опасной степени. Кажется, то, что Улисс сопротивляется ее сексуальным чарам, — это все, что ей нужно, чтобы понять, что именно ему она должна отдаться. Он может сопротивляться ей — значит, он выше ее. А поскольку она ниже его, она готова сделать его своим учителем. Чему он надеется ее научить? Как быть достойной его. А также тому, как быть достойной самой жизни — быть подобной дождю, «без благодарности и неблагодарности».
Это невероятно сложная задача. Требуется огромное терпение, чтобы достичь этого, и она переживает много страданий, — при этом обретая больше просветления, чем многие люди за всю жизнь. Разве это не ужасно? Какой сюжет! И все же, могу ли я сказать, что Лиспектор неправа? Всегда заманчиво пытаться сделать себя достойной того, кто поставил себя выше тебя (или кого ты поставила выше себя), и нет ничего унизительнее, чем не справиться с этой задачей. В любом случае, это история, которую следует рассказать.
(Я также пыталась смотреть на ожидание любви как на духовную дисциплину — даже в самом незначительном проявлении: например, пытаясь не погубить себя из-за боли, которую я испытываю как человек, который знает, что отправил плохой имейл тому, кем восхищается, и верит, что не получит — и в самом деле не получает — ответа. Это чувство — лишь малая часть того, о чем Клариси Лиспектор пишет как об одной из самых важных проблем, с которыми мы сталкиваемся: как уверить себя в том, что мы достойны быть любимыми — и на самом деле быть достойными любви).