Миффи и модернизм
Откуда уши растут у одного из самых популярных персонажей книг для малышей.
Миффи, классический персонаж книг для малышей, была создана нидерландским иллюстратором Диком Брюной. Брюна нарисовал Миффи случайно, пытаясь развлечь своего годовалого сына. Из этой случайности получился международный хит с телевизионными адаптациями и масштабным производством сувенирки. Напоминает историю «Хоббита», правда? Сейчас «Миффи» переведена на 50 языков, совокупные тиражи книг превысили 85 миллионов копий, а стоимость международного бренда составляет 300 миллионов долларов.
Типичная книга про Миффи состоит из двенадцати картинок и четверостиший. Каждое изображение создается вручную: Брюна намечает на бумаге контур и затем кропотливо вырезает и накладывает фигуры из цветной бумаги — так появляется одежда и фон. Несмотря на кажущуюся простоту, у малютки Миффи вполне высоколобые истоки. Брюна охотно рассказывает о повлиявших на него художниках-модернистах и особенно о Матиссе.

В конце второй мировой войны восемнадцатилетний Брюна отправился в Париж. «Я впервые увидел Пикассо, Леже и всех этих больших художников. Когда я увидел работы Матисса — особенно его поздние коллажи — он стал самым важным человеком в моей жизни» .
Анри Матисс «La Gerbe» (1953)
По возвращении в Нидерланды, Брюна рассказал отцу о своем решении стать профессиональным художником. Отца это совсем не впечатлило. Будучи владельцем крупнейшего нидерландского издательства, он хотел, чтобы старший сын также занялся семейным бизнесом. Однако Брюна не видел себя бизнесменом и настаивал на художественной карьере. Позже они нашли компромиссное решение: Брюна оформил обложку одного из романа, готовящегося к выходу. Дизайн обложки был хорошо принят, и Брюна стал заниматься этим профессионально. За годы работы в издательстве он оформил около двух тысяч обложек — от Шекспира до книг про Джеймса Бонда.
Дик Брюна, обложка Maigret Incognito
В этих ранних работах можно распознать стиль, в котором выполнены и иллюстрации для книг о Миффи. Очевидно влияние Матисса и его поздних коллажных техник, Мондрина с его простотой линий. Миффи обладает способностью меняться и выражать разные оттенки чувств с помощью совсем незначительных изменений цвета и контура. Возможно поэтому, несмотря на малышовый формат, на нее так приятно посмотреть.

Миффи и сама в восторге от Матисса:
Miffy at the Gallery (1997)
Сейчас Брюне восемьдесят шесть. Новой книги о Миффи не появлялось с 2007 года. К счастью, про него много написано и кое-что снято. Послушать, как художник сам говорит об источниках вдохновения и работе над Миффи, можно, посмотрев хороший, но короткий видео-профайл:
Также Брюна и Миффи появляются в фильме BBC про Матисса, где-то на сорок пятой минуте. Но фильм хорош целиком, включает съемки в Эрмитаже и интервью с биографом Щукина. Посмотрите.
Sharing is caring!
Made on
Tilda